Полезные статьи

Зачем дружить с микрофлорой

Желудочно-кишечный тракт (ЖКТ) человека населяет разнообразная микрофлора. От ее состава зависит многое – пищеварение, самочувствие, даже настроение.1 В прошлой статье мы поговорили о значении микрофлоры ЖКТ в жизни маленьких детей (гиперссылка на статью о микрофлоре у детей), но состояние микрофлоры играет важную роль не только в раннем детском возрасте. Дружить с ней важно на протяжении всей жизни, особенно в моменты, когда она больше всего в этом нуждается. Когда же микрофлоре нужна наша поддержка?

На бактериальный состав кишечника могут оказывать отрицательное воздействие различные неблагоприятные факторы. К ним относятся стрессы, чрезмерные физические и психоэмоциональные нагрузки, несбалансированное питание, экологическое неблагополучие.2

В разные периоды жизни мы неизбежно попадаем в такие ситуации – например, стресс, связанный с началом посещения детского сада или школы, а позже - экзаменами. Неблагоприятные условия могут повлиять на качественные и количественные характеристики нормальной флоры кишечника.2

Когда же ребенок находится в комфортной обстановке, создаются благоприятные условия для формирования и поддержания нормальной сбалансированной микрофлоры. Это значит, что соотношение различных видов микроорганизмов в просвете ЖКТ находится в равновесии, обеспечивая здоровый взаимовыгодный симбиоз между бактериями и хозяином.3

Еще один важный фактор, который может нарушить бактериальное равновесие ЖКТ, это антибиотикотерапия. Направленный на борьбу с основной причиной бактериальных инфекций, антибиотик параллельно влияет и на микроорганизмы, населяющие желудочно-кишечный тракт, и может нарушить баланс микрофлоры. Для поддержания равновесия кишечной микрофлоры в ходе антибиотикотерапии возможен прием пробиотиков.4

Еще одной из важнейших функций микрофлоры организма человека является участие в формировании иммунного ответа. Показано, что микрофлора, стимулируя иммунную систему, создает и поддерживает общее количество иммуноглобулинов.5

Эмоциональное состояние, иммунитет и микробиом тесно взаимодействуют на протяжении всей нашей жизни. Например, стресс может привести к нарушению баланса микрофлоры кишечника, что, в свою очередь, может снизить устойчивость к стрессу.6

Дружите с микрофлорой и она ответит вам взаимностью!

  1. Барыльник Ю.Б., Шульдяков А.А., Филиппова Н.В., Рамазанова К.Х.Микробиом кишечника человека и психическое здоровье: состояние проблемы. Российский психиатрический журнал. №3, 2015.
  2. П.Л. Щербаков, А.А. Нижевич , В.В. Логиновская, М.Ю. Щербакова, Л.В. Кудрявцева, С.Д. Митрохин, Н.М. Нуртдинова, Р.А. Очилова. Микроэкология кишечника у детей и ее нарушения. «Фарматека» 2007, № 14, с. 28-34.
  3. Файзуллина Р.А., Пикуза О.И., Закирова А.М., Шошина М.К. Дисбиотические нарушения кишечника у детей, принципы коррекции. Методическое пособие для последипломного образования. 2015г.
  4. Н. И. Урсова. Актуальные и нерешенные проблемы пробиотикотерапии. Лечащий врач, №8, 2013.
  5. П. Л. Щербаков. Нарушения микробиоценоза кишечника у детей и его коррекция. Лечащий врач, №9, 2015.
  6. Комарова О. Н., Хавкин А. И. Взаимосвязь стресса, иммунитета и кишечной микробиоты. Педиатрическая фармакология. 2020, Том 17, №1.
Секреты нормальной микрофлоры кишечника у ребенка

О микрофлоре кишечника часто говорят, но далеко не все имеют представление о многообразии ее функций, ведь роль бактерий, населяющих желудочно-кишечный тракт (ЖКТ), не ограничивается консистенцией стула.1 Давайте разберемся с секретами микрофлоры у маленьких детей.

Заселение ЖКТ ребенка бактериями начинается уже при прохождении родовых путей мамы. К третьему четвертому дню жизни занимают свое место лактобактерии. Постепенно к ним добавляются остальные «жильцы», и примерно к 6-8-му дню жизни устанавливается первичное равновесие микрофлоры с преобладанием бифидофлоры.2

Формирование баланса микрофлоры ребенка во многом зависит от его ближайшего окружения, а также питания. Раннее прикладывание к груди в течение первых 30 минут после рождения – один из мощных факторов, способствующих заселению представителей нормальной флоры.3 В грудном молоке содержатся лактоза, галактоза, фукоза, лактоферрин и другие вещества, способствующие размножению «хороших» бактерий и подавлению роста потенциально патогенных микроорганизмов. Это один из важных аргументов в пользу грудного вскармливания.3

Каковы же функции микрофлоры?

Основными представителями нормальной микрофлоры кишечника человека являются бифидобактерии и лактобактерии. Функции кишечной микрофлоры чрезвычайно многообразны:

  • Участие в полноценном переваривании пищи2
  • Синтез витаминов группы В, К, регуляция обмена витаминов C и D2
  • Повышение защитных свойств слизистой оболочки кишечника2
  • Укрепление иммунитета, в том числе иммунного ответа на вакцинацию2

Одна из важных для микрофлоры человека бактерий из рода лактобактерий - Lactobacillus reuteri. Она населяет не только кишечник, но также обнаруживается в грудном молоке, ротовой полости, желудке, влагалище.4 Эта бактерия имеет способность синтезировать реутерин, который подавляет размножение патогенных бактерий, грибов, дрожжей.5

Отклонение баланса микрофлоры от нормы считается одной из причин возникновения колик у детей первых месяцев жизни. По данным литературы они могут встречаться у 20-75% детей. Дисбаланс микрофлоры способствует усилению процессов гниения и брожения в просвете кишечника.6

Чтобы поддержать нормальное функционирование ЖКТ, важно

  • создать в доме спокойную атмосферу
  • при грудном вскармливании придерживаться кормлений «по требованию»
  • при искусственном вскармливании - сократить объем разового кормления и увеличить частоту, чтобы уменьшить объем разового кормления
  • соблюдать правила техники прикладывания ребенка к груди, чтобы он не заглатывал воздух.6
  1. С. В. Бельмер, А. В. Малкоч. Кишечная микрофлора и значение пребиотиков для ее функционирования. Лечащий врач #04/06.
  2. М. И. Дубровская, Ю. Г. Мухина, О. К. Нетребенко. Пробиотики и формирование микробиоценоза у детей первого года жизни. Лечащий врач. №5, 2003.
  3. 3.И.Урсова. Особенности формирования микробиоценоза у грудных детей и дисбактериоз кишечника. Педиатрия. Приложение к журналу Consilium medicum», 2005, Том 07, №2.
  4. Reuter G. The Lactobacillus and Bifidobacterium Microflora of the Human Intestine: Composition and Succession. Curr Issues Intest Microbiol 2001; 2:43-53.
  5. Dobrogosz W.J., Casas I.A., Pagano G.A., Talarico T.L., Sjoberg B-M., Karlsson M. Lactobacillus reuteri and the enteric microbiota. In: The Regulatory and Protective Role of the Normal Microflora, pp. 283-292. Eds.: Grubb R, Midtvedt T, Norin E, Macmillian LTD, London, 1989.
  6. О. А. Горячева, Э. А. Коробко. Колики: мифы и реальность. Практика педиатра. Февраль 2017.
Водно-электролитный баланс у ребенка

Вода – наиболее важная составная часть тела, имеющая для организма основополагающее значение в качестве среды и участника обмена веществ. Например, у новорожденных она составляет до 80% массы тела, а у годовалого ребенка – около 60%.1 Вода наполняет клетки и окружает их, с ее помощью в ткани доставляются питательные вещества и выводятся продукты жизнедеятельности, поддерживается оптимальная температура организма.1

Но вода в организме – это не просто Н2О, в ней растворено большое количество элементов, которые формируют осмотическое давление и обеспечивают поддержание оптимального баланса внутри организма. Осмолярность формируется за счет содержания осмотически активных частиц (NaCl, NaHCO3, бикарбонаты, глюкоза, фосфат, сульфат и различные органические соединения).2

Электролиты, растворенные в воде, находятся в тесной взаимосвязи. Например, натрий – главный катион внеклеточного пространства, а калий – внутриклеточного. Благодаря сохранению их сбалансированного количества вне и внутри клетки поддерживается биологическая активность клеток.3

Когда водно-электролитный баланс в норме, в организме поддерживается постоянная температура тела, стул и мочеиспускание регулярны, кожа эластичная, слизистые влажные, дыхание и сердцебиение обычной частоты, ритмичные.4

Каждую секунду организм теряет воду – с потом, мочой, дыханием. Эти потери воды необходимо восполнять, употребляя обычную питьевую воду, чтобы восполнять физиологические потери воды и поддерживать постоянство внутренней среды. Первым признаком того, что организм нуждается в воде, является жажда.5

При выраженных потерях жидкости без адекватного восполнения могут развиваться нарушения водно-электролитного баланса.1 Восполняя потери жидкости, необходимо заботиться о поддержании водно-электролитного баланса. Для детей ВОЗ рекомендует использовать составы, содержащие наиболее важные для детского организма электролиты – натрий, калий, хлориды, цитрат, а также глюкозу.6 При этом рекомендуется применять растворы, обладающие низкой осмолярностью, то есть осмотическое давление раствора для регидратации должно быть несколько ниже, чем в плазме крови, и примерно соответствовать осмолярному давлению содержимого кишечника. Поступление такого состава в желудочно-кишечный тракт обеспечивает оптимальные условия для перехода жидкости и электролитов из просвета кишечника в плазму крови и поддержание нормального водно-электролитного баланса.7

Для поддержания водно-электролитного баланса в норме предлагайте детям пить воду в течение дня. Формируйте здоровые привычки с раннего детства!

  1. Водно-электролитный баланс и принципы его коррекции у детей. Учебно-методическое пособие. БГМУ, 2011.
  2. В.Г. Антонов, С.Н. Жерегеля, А.И. Карпищенко, Л.В. Минаева. Водно-электролитный обмен и его нарушения. Руководство для врачей. Гэотар-Медиа, 2018.
  3. Н. И. Гапонова, В. Р. Абдрахманов, В. А. Кадышев, А. Ю. Соколов. Нарушения калий-магниевого гомеостаза в клинической практике: коррекция сбалансированным раствором калия и магния аспарагината. Лечащий врач №2/2014.
  4. В. Б. Егоров, Р. М. Файзуллина, Т. Д. Просвиркина, П. И. Миронов, И. А. Ушакова. Синдром токсикоза с эксикозом у детей. Уфа: Изд-во ГБОУ ВПО БГМУ Минздрава России, 2012.
  5. Батырханова Н.М., Прмагамбетов Г.К., Иманбекова К.Б., Тлеубаев С.С. Физиология и нарушения водно-солевого обмена. Методические материалы к практическим и семинарским занятиям. 2011.
  6. World Health Organization, author. Diarrhoea Treatment Guidelines Including new recommendations for the use of ORS and zinc supplementation for Clinic-Based Healthcare Workers. — 2005.
  7. Горелов А.В., Плоскирева А.А., Руженцова Т.А., Попова Р.В. Патогенетическая терапия острых кишечных инфекций у детей. Москва, 2018. С.13-15.
Зачем детям витамин Д?

Витамин D один из самых известных витаминов для детей. С раннего возраста ребенка педиатр рекомендует давать витамин D для профилактики рахита.1 Действительно, витамин D давно известен именно благодаря его «антирахитическим» свойствам вследствие положительного влияния на формирование костной системы, что чрезвычайно важно в детском возрасте.1

В последнее время всё больше внимания уделяется витамину D и его значимости в организме. В связи с этим проводятся многочисленные исследования, которые показывают его роль не только для формирования костной ткани, но и для функционирования других жизненно важных систем и органов.1

Внекостные эффекты витамина D

Сегодня известно, что витамин D может играть роль в работе эндокринной и сердечно-сосудистой систем, а также в функционировании иммунной системы. В детском возрасте одним из важных его свойств считается влияние на иммунную защиту организма.2,3

Также недостаток витамина D у детей может привести к неврологическим отклонениям, таким как головная боль, обмороки, замедление речевого развития, ухудшению памяти.4,5

Таким образом, витамин D, влияя на многие сферы здоровья, является очень важным на протяжении всей жизни, начиная с первых месяцев. При этом недостаток витамина D – очень частое состояние, которое обнаруживается у большинства населения, проживающего в Европе и США.6,7

Почему развивается дефицит витамина D?

Чтобы понять причины недостатка витамина D, нужно знать, как он появляется в организме человека. Основное его количество вырабатывается в коже под действием солнечного света, меньшая часть поступает при употреблении некоторых продуктов питания. Наиболее богаты витамином D молоко, жирная рыба, яичный желток, сливочное масло.1

  • Самой частой причиной формирования дефицита витамина D у детей, проживающих в России и странах Европы, является снижение его синтеза в коже из-за редкого пребывания на солнце, особенно в зимнее время, а также применения солнцезащитных кремов с высоким фактором защиты.
  • Вторая по значимости причина недостатка витамина D – неправильное питание с низким содержанием продуктов, богатых им.
  • Грудные дети получают витамин D в основном из грудного молока. Дефицит витамина D у матери может отразиться и на ребенке.1

Для пополнения организма витамином D очень важна его форма. Существует две его разновидности — холекальциферол (D3) и эргокальциферол (D2). Второй медленнее активируется в организме, поэтому предпочтение отдается именно D3.1

Чтобы витамина D хватало для нормальной работы иммунитета, сердечно-сосудистой, эндокринной, нервной и костной систем, старайтесь почаще бывать на улице и регулярно употреблять соответствующие продукты. Чтобы обогатить рацион витамином D, обращайте внимание на его наличие в составе, указанном на этикетках.

  1. Национальная программа «Недостаточность витамина D у детей и подростков Российской Федерации : современные подходы к коррекции». Союз педиатров России. Москва 2021.
  2. Захарова И. Н., Боровик Т. Э., Творогова Т. М., Дмит риева Ю. А., Васильева С. В., Звонкова Н. Г. Витамин D: новый взгляд на роль в организме: учеб. пособие. ГБОУ ДПО «Российская медицинская академия последипломного образования». М.: ГБОУ ДПО РМАПО. 2014. 96 с.
  3. Mikirova NA, Belcaro G, Jackson JA, Riordan NH. Vitamin D concentrations, endothelial progenitor cells, and cardio-vascular risk factors. Panminerva Med. 2010 Jun;52 (Issue 2, Suppl 1):81–7.
  4. Hollo A., Clemens Z., Lakatos P. Epilepsy and vitamin D. Int J Neurosci. 2014;124(6):387–93.
  5. Thouvenot E., Camu W. Vitamin D and neurology. Presse Med. 2013;42(10):1398–404.].
  6. Holick M.F. Vitamin D deficiency. N Engl J Med. 2007; 357(3):266–81.
  7. Намазова-Баранова Л.С., Макарова С.Г., Студеникин В.М. Витамины и минеральные вещества в практике педиатра. Москва, 2016. 300 с.
РЕКЛАМА. БАД. НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ЛЕКАРСТВЕННЫМ СРЕДСТВОМ